Вопрос: Одной из самых актуальных является тема об отношении к апокрифам, потому что множество людей признают апокрифы за богодухновенные книги, увлекаются ими и погибают духовно. Разъясните, из какого апокрифа взято предание, о том, что Христос оставил на полотенце изображение Своего лица и подарил его какому-то царю. Это предание особо сейчас распространено и оправдывает поклонение изображениям. Что говорит наука об этом царе, принявшем от Христа полотенце?
Почему в канон Библии не вошла такая полезная книга, как Премудрости Иисуса, сына Сирахова? Почему апостол Иуда цитирует в 9 стихе отрывок из апокрифа? Я думаю, что не все, что написано в этих хороших апокрифах, было от Духа Святого. Но как могло так быть? Ведь из одного источника не течет сладкая и горькая вода.
Кто был автором 151 Псалма? Или 13 главы Даниила? Нужно показать вред этих добавлений, потому что в Библии написано: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притчи 30:6). В Откровении 22:18-19 сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». О каких язвах идет речь? Что значит «участие в книге жизни»?
Ответ: Откровенно говоря, я не ожидал, что тема апокрифов настолько актуальная. Но после серии передач о Библии мы получили несколько писем на эту тему. Что ж, давайте еще раз поговорим о каноне и об апокрифах.
Если вам приходилось иметь дело с какими-то серьезными письменными документами, то вас, прежде всего, интересует их подлинность. Пусть документ будет очень красиво оформлен, но если на нем стоят фальшивые подпись и печать, то проку с него мало. Если мы так тщательно относимся к человеческим документам, насколько серьезней мы должны относиться к документам, которые говорят о вечной жизни. Слова «канон» и «апокрифы» — греческого происхождения. Слово «канон» дословно переводится: правило, закон. Христиане применяли его для обозначения священных книг, подлинность которых не вызывала сомнений. Слово «апокриф» обозначает «скрытый, тайный». Этим словом с древних времен обозначали книги, подлинность которых вызывает сомнения.
Канон Ветхого Завета был сформирован после возвращения Израиля из Вавилонского плена, как считают, священником Ездрой. Необходимость в упорядочении священных книг была вызвана тем, что во время пленения появилось множество самых различных религиозных книг. В канон были включены только книги, подлинность которых была несомненна. Священное Писание евреев включало 39 книг. Это те же книги, которые помещены и в наши канонические Библии. Практически все канонические книги Ветхого Завета цитируются в Евангелии. Другие книги евреи уважали, но не признавали их безупречными. Вот по этой причине в канон не вошла книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
О том, как формировался канон Нового Завета я процитирую из Введения в Библию, изданную католическим издательством «Жизнь с Богом» в Брюсселе в 1973 году. Там написано: «Что касается Нового Завета, то канон установился не в силу какого-либо категорического решения церковного авторитета, а по общему согласию, во времена одухотворенной ревности первых христианских общин, которые, будучи близки к откровению, были еще исполнены Духа Святого». В этой цитате я не согласен только со словом «еще». Господь обещал Духа Святого верующим не на определенный срок, а на все время пребывания Церкви на земле. Дети Божьи и сегодня исполнены Духа Святого. «А кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9).
Почему некоторые группы христиан так увлечены апокрифами? Разве в канонической Библии не достаточно ясно выражена Божья воля и путь спасения? Проблема в другом — некоторые фрагменты апокрифических книг позволяют им утвердить идеи, которые не находят подтверждения в канонической Библии.
Авторство 151 Псалма, 13 главы Даниила и многих других неканонических добавлений установить невозможно. Они появились в более поздних копиях. Безусловно, люди, добавляющие к Библии свои произведения, грешат против Божьего слова. Бог предупреждает о строгом суде над такими людьми. Язвы, о которых говорится в 18 стихе 22 главы Откровения – это наказания, о которых говорится в 16 главе этой книги. Быть записанным в книге жизни – означает быть спасенным. Тот, кто вычеркивает из Библии Божьи истины, будет вычеркнут из числа спасенных. Это, кстати, относится не только к прямому редактированию Писания, как, например, поступил Лев Толстой. Многие люди игнорируют Божьи истины, которые им не нравятся. Этим они навлекают на себя погибель, потому что только исполнители слова будут приняты Богом.
Следующий вопрос касается цитирования Иудой текстов из апокрифических книг. 6 и 14 стихи в послании напоминают тексты из иудейской апокрифической книги Еноха, написанной в 110 году до Рождества Христова. Это был период маккавейского восстания. Тогда появилось много новых религиозных книг. То, что Иуда написал в 9 стихе о споре Архангела Михаила с дьяволом о теле Моисеевом, похоже на то, что находится в апокрифической книге «Успение Моисея». Некоторые утверждают, что эти факты служат доказательством богодухновенности этих книг.
Насчет этого есть несколько серьезных возражений. Во-первых, это не дословные цитаты. Во-вторых, нет доказательств, что Иуда обращался именно к этим книгам. Вполне вероятно как он, так и эти книги использовали некоторый достоверный источник информации, не известный нам. В-третьих, даже если Иуда почерпнул эту информацию из апокрифических произведений, это не подтверждает их богодухновенность, а также и того, что они в других частях верны. Иуда подтвердил только ту информацию из них, которую поместил в свое послание. Кстати, апостол Павел в послании к Титу цитировал Эпименида, критского поэта. Но это не говорит о том, что мы должны включать произведения этого поэта в канон Библии.
Комментарии (0)
Ваш комментарий будет первым!