Вопрос: Мне попался комментарий на Евангелие, в котором автор пишет следующее: «В наше время многие яростно оспаривают строгое соблюдение субботы, заявляя, что это пережиток иудейских суеверий. Они с уверенностью доказывают нам, что суббота – это закон, и что заставлять христиан соблюдать ее – значит возвращаться под его бремя. Когда вы слышите подобные заявления, помните, что предположения – это не доказательства и что пустые разглагольствования по этому поводу не находят подтверждения в Слове Божьем. Запомните, что Христос не отменял 4 заповедь. У нас есть такое же право ее нарушить, как украсть или убить». Что вы скажете по этому поводу?
Ответ: Сказано очень категорично, но, тем не менее, об этом утверждении следует поразмыслить. Факт остается фактом: церковь от самого начала, от дней апостолов, стала выделять в качестве дня, посвященного Господу, не субботу, а воскресенье.
В еврейском языке глагол «шават» означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», существительное «шаббат» означает день отдыха или праздничный день. Впервые о седьмом дне написано во 2 главе Бытие: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (2:3). Позже статус субботнего дня был закреплен в Моисеевом законе. Основной смысл субботы был в том, что люди в этот день должны были отрешиться от своих повседневных дел и обратиться к Богу. В субботние дни евреи собирались в синагоги для совместных богослужений.
Значение субботы очень ясно открывается в 4 главе Послания к Евреям. Там написано: «А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божьего еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».
Библия повествует о том, что вселенная была создана Богом за шесть дней, или же периодов. Седьмым днем стал День покоя. Это не означает, что Бог сильно устал и решил отдохнуть. Период покоя явился завершением процесса творения. В Бытие написано, что Бог остался доволен результатом своей работы. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Вселенная работала, как прекрасно отлаженный механизм. Но грех разрушил гармонию мироздания. «Я поклялся во гневе Моем, что они (т.е. согрешившие люди), не войдут в покой Мой», — сказал Бог. И для того, чтобы избавить людей от последствий роковой ошибки, Бог вынужден был продолжать Свою работу, добавив еще один день-период, названный «ныне». Кульминацией Божьего плана спасения стала искупительная жертва Его Сына Иисуса Христа. И с тех пор человек, верою принимающий Иисуса Христа, входит в покой Божий: «А входим в покой мы, уверовавшие».
Ветхозаветная суббота была установлена Богом для напоминания людям, что они на земле временны, и им нужно войти в покой Божий, т.е. обрести единение с Богом. Но для возрожденного христианина каждый день суббота, потому что он всегда находится в общении с Богом! Христианин всегда находится в Божьем покое, т.е. в субботе.
Читая Евангелие мы видим, что у Иисуса были частые конфликты по поводу исполнения субботы. Иудеи обвиняли Его в том, что Он не хранит субботу. Христос же сказал, что Он является Господином субботы, т.е. через Него, а не через исполнение предписаний субботнего покоя, люди могут войти в Божий покой. Вполне понятно, что христиане с первых дней стали чтить не субботу, а Господина субботы. Для возрожденного христианина день воскресения Иисуса является самым радостным днем, так как это день победы Спасителя над смертью, день нашего оправдания. В Евангелии написано, что в первый день недели проводились богослужения. Об этом можно прочитать, например, в Деяниях 20:7: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба»; или же в Откровении 1:10, где Иоанн пишет, что «был в духе в день воскресный (в оригинале — в день Господень)». Именно в этот день ему явился Христос.
Подобно Господу, христиане сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей. Апостол Павел рассматривал требование соблюдать дни, месяцы, годы, как возвращение к закону, и называл это порабощением немощным и бедным вещественным началам (Галатам 4:9-10). Возвращение к Закону является отпадением от благодати (Галатам 5:1-4). Во 2 главе послания к Колосянам Павел пишет: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Колоссянам 2:16-18). Такие же взгляды выказывали и богословы первых веков — Игнатий, Иустин, Тертуллиан. В частности Иустин Мученик, живший в первой половине второго века, рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах и деревнях собираются вместе, потому что этот день является днем Воскресения нашего Господа».
Хочу коротко подытожить сказанное. Основное значение седьмого дня, субботы, — покой, общение с Богом. В этот покой входят не те, кто стремится заслужить расположение Бога исполнением буквы закона, а верующие в спасение, совершенное Господом Иисусом Христом.
Тогда и наказания за нарушения субботы будет таким же как и в законе.