Вопрос: У меня вопросы о хлебопреломлении: можно ли вместо вина пить виноградный или какой-то другой сок, или даже воду? Может ли один или два человека совершать хлепреломление вне общины? Почему я задаю эти вопросы? Есть люди верующие, так сказать, принадлежащие к «Вселенской церкви». Один сказал, что готов участвовать в хлебопреломлении каждый день и каждый час. Зачем, мол, готовиться к этому, молиться, поститься… Как часто нужно участвовать в хлебопреломлении? Как появилось хлебопреломление? Как апостол Павел получил эту заповедь?
Ответ: Вы задали столько вопросов, что мне легче будет не идти от вопроса к вопросу, а вместе с Вами исследовать библейское учение о хлебопреломлении.
Заповедь хлебопреломления установлена Самим Господом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука, а также апостол Павел, который получил повеление об этой заповеди через сверхъестественное откровение, повествуют о том, что Иисус Христос во время традиционного иудейского пасхального ужина дал ученикам новую по форме и содержанию заповедь. Праздник Пасхи для евреев был воспоминанием о чудесном избавлении из египетского рабства. По сути, этот день был Днем рождения нации. Кроме того, праздник Пасхи указывал на будущее всеобщее искупление, которое совершит Мессия. Христос, установив заповедь хлебопреломления, показал, что это древнее обетование исполнилось. «Пасха наша – Христос, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7).
Заповедь хлебопреломления очень проста по форме и содержанию. Написано, что Христос взял «хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Заповедь, которую установил Господь, в Церкви называют таинством, подчеркивая этим, что за внешним обрядом сокрыто важное духовное действие. В некотором смысле это утверждение верно. Вопрос только в том, в какой взаимосвязи находится видимая форма и духовное содержание.
В христианстве существуют 4 точки зрения в отношении понимания того, что присходит во время Вечери Господней. Согласно первой точки зрения, во время молитвы, которая совершается священником над хлебом и вином, они превращаются в тело и кровь Христа. Этот взгляд отражает официальную позицию римо-католической и православной церквей. Кроме того, католики считают, что вечеря Господня обладает искупительным действием. Христос во время вечери снова приносит реальную жертву за Своих последователей.
Вторая точка зрения, лютеранская, утверждает, что во время вечери плоть и кровь Христа присутствуют в хлебе и вине.
Согласно третьей позиции, реформатской, тело и кровь Господа присутствуют в хлебопреломлении духовно. Принимая вечерю, христианин входит в особые взаимоотношения со Христом.
И, наконец, 4 точка зрения, цвинглианская, рассматривает вечерю только как напоминание о жертве Христа.
Каждая из этих позиций влияет на понимание других вопросов, связанных с хлебопреломлением. Например, для католической, православной и лютеранской позиций очень важно, что будет использоваться во время причастия. Они используют только хлеб и вино. Но цвинглианская позиция, рассматривающая вечерю, как напоминание о страданиях Христа, допускает использование в случае необходимости и других символов. Должен сказать, что консервативные баптисты в США используют в хлебопреломлении не вино, а виноградный сок.
Мне кажется, что эти вопросы следует решать в свете значения вечери Господней. Священное Писание указывает на четыре важные значения хлебопреломления. Первое – это воспоминание страданий и смерти Христа. Иисус сказал: «Это делайте в Мое воспоминание».
Второе значение – провозглашение Божьей любви ко всему миру. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет», — написано в 1 Коринфянам 11:26.
Третье значение – демонстрация единства верующих с Господом и с Церковью. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», читаем мы в 1 Коринфянам 10:17.
Также совершение вечери Господней приносит нам духовные благословения, потому что мы в ней особенным образом приобщаемся ко Христу. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Коринфянам 10:16).
Хочу отметить, что все эти значения должны присутствовать при нашем совершении заповеди Иисуса Христа не выборочно, а в комплексе. Это сразу же решает многие вопросы. Например, о том, кто может участвовать в вечере Господней. Практически все христианские течения едины в мнении, что смерть Христову могут вспоминать видимыми знаками только возрожденные христиане, члены Церкви, находящиеся в правильных взаимоотношениях с Богом и другими христианами. В 10 главе 1 Коринфянам сказано, что человек «не может пить чашу Господню и чашу бесовскую; не может быть участником в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Т.е. неверующие исключены из круга участников таинства. Иисус Христос совершил вечерю только с апостолами. Древнейшие документы свидетельствуют, что так поступали христиане первых веков. Например, в «Дидахе», древнейшем документе второго века, сказано: «Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, — так еще называют хлебопреломление, — кроме крещенных во имя Господне».
Человек не может совершать хлебопреломление самостоятельно, или же с группой людей в сознательном отрыве от Церкви. Это является грехом против единства Тела Христова. Конечно, есть ситуации, когда христиане оказываются в особых условиях и по не зависящим от них обстоятельствам не могут быть в общении с Церковью, тогда они вправе совершить заповедь Господню. Так поступали, например, наши братья в узах. Служители, как правило, посещают с вечерей больных, престарелых, которые не могут быть на богослужении Церкви. Но эти люди находятся в духовном единстве с Церковью. Но если человек или группа людей сознательно пренебрегают Церковью, тогда искажается значение заповеди.
Также в Церкви практически нет разногласий о том, что вечерю должны совершать служители, т.е. люди, обладающие духовным авторитетом и специально выделенные для совершения священнодействий. Хотя прямых указаний на этот счет в Евангелии нет, известно, что это было практикой Церкви от самого начала. Этим Церковь оберегала чистоту служения.
Более сложным представляется вопрос об использовании символов. Я придерживаюсь мнения, что хлеб и вино во время вечери представляют или указывают на тело и кровь Господа. Мне кажется, что мы, по возможности, должны придерживаться тех символов, которые использовал Христос. Не берусь судить, насколько допустимо использование в исключительных случаях других символов. Но они должны отражать значение Вечери, то есть указывать на жертву Христа и на единство Церкви. Повторяю, что это допустимо только в случаях, когда нет возможности использовать евангельские символы. Вопрос этот должен решаться всею Церковью.
И еще один вопрос – это о том, как часто должно совершаться хлебопреломление. Прямого указания на этот счет в Евангелии нет. Некоторые тексты из Деяний Апостолов позволяют предположить, что в первой Церкви Вечеря совершалась каждое воскресенье. Сегодня среди большинства богословов существует мнение, что заповедь Господа должна совершаться не настолько часто, чтобы стать обыденным действием, и не настолько редко, чтобы потерять духовное воздействие на жизнь Церкви. Периодичность раз в месяц, принятая большинством протестантских церквей, мне кажется вполне разумной и практически обоснованной.
Относиться к хлебопреломлению мы должны как к святыне и участвовать в нем, предварительно проверив свои взаимоотношения с Богом и людьми. Апостол Павел пишет: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
Комментарии (0)
Ваш комментарий будет первым!