Вопрос: В Колоссянам 1:15 об Иисусе Христе написано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Значит ли это, что Христос был когда-то рожден или сотворен Богом Отцом?
Ответ: Вопрос, которые вы задаете, не новый. Первые 4 века Церковь буквально лихорадило от так называемых «христологических» споров. По сути, они были продолжением обсуждения вопроса, поднятого еще в дни Христа: «Кто же Этот?» Практически с первых же дней Церкви существовало учение, отрицающее реальность человеческой природы Христа. Эта ересь возникла под влиянием греческой философии, считавшей все материальное греховным и мерзким. По их мнению, Бог никак не мог принять человеческое тело. Учение евионитов, позже развитое Арием, принижало или даже отрицало божественную сущность Христа. Исповедание веры Ария выражалось краткой фразой: «Было, когда не был». Если когда-то, пусть очень давно, Сын Божий не существовал, тогда Он не вечен, и, следовательно, не Бог.
Формально точка в этом споре была поставлена в 451 году на Халкидонском соборе. В определении веры, принятом на этом соборе было сказано: «Вслед за Святыми Отцами, мы единогласно исповедуем, что один и единственный Сын, наш Господь Иисус Христос, совершенен как Божество и совершенен как человек, истинно Бог и истинно человек».
Но заблуждения оказались живучими. В той или иной форме они существуют и в наше время. Элементы арианства и другой древней ереси, модализма, отчетливо видны в учении «Свидетелей Иеговы» и некоторых других течений, отвергающих Троичность Бога. Модализм, или как его еще называют, савелианство, утверждал, что Бог в разные периоды являлся в разных образах и под разными именами. То есть, Божественные Личности, не более как маски или образы, которые использовал Бог.
Но вернемся к нашему тексту. Апостол Павел, говорит о Христе, что Он является образом Бога Невидимого и Он рожден прежде всякой твари. Мне кажется, что проблема в том, что мы смотрим на этот текст с другой точки зрения, чем апостол Павел. Мы пытаемся оценить слова апостола с точки зрения современного богословия. У нас есть напечатанное Писание, и мы можем сопоставлять различные тексты. Мы не сомневаемся, что Иисус – это вечный Бог. И поэтому нам кажется, что апостол как-то принижает достоинство Христа. Но апостол находился в другой ситуации. Он жил среди людей, которые видели Христа на улицах их городов, некоторые были свидетелями Его казни. Апостол доказывает им, что Христос – не просто человек. Он являлся образом Бога. Слово «образ» означает, что Христос открыл человечеству, Каким на самом деле является Бог. Иисус сказал, что видевший Его, видел Отца» (Иоанна 14:9). Слово «образ», говорит также и о представительстве. Бог послал в мир Своим представителем единственного Сына, чтобы Он представлял Его интересы и открывал Его любящее сердце человеку.
Люди думали, что Христос был рожден в Вифлееме. Но апостол указывает, что Он существовал тогда, когда еще ничего не было сотворено. И даже больше того: Им было все сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Колоссянам 1:16).
Слова «рожденный прежде всякой твари» являются синонимом слова «первенец», которое иногда применяется по отношению ко Христу. В Писании слово «первенец» означает не только первого ребенка у родителей. В 88 Псалме Господь говорит о Давиде: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (28). Здесь слово «первенец» указывает на первенство, превосходство. Ведь в действительности Давид был последним сыном Иессея. Но Бог определил ему положение верховного правителя над Его народом. Именно в таком смысле Христос является Первенцем. Он — единственный Сын Божий. Он существовал прежде любого творения и занимает высочайшее положение и обладает верховной властью.
Священное Писание ясно и определенно говорит о том, что Христос, Божий Сын, является Богом. Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог». В 1 главе 2 послания апостол Петр пишет, что мы приняли веру «по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа». 1 послание Иоанна заканчивается утверждением, что Иисус Христос это «истинный Бог и жизнь вечная». Писание называет Иисуса Господом. Причем так об Иисусе говорится не только в Новом Завете, но и в мессианских пророчествах Ветхого Завета.
Из Слова Божьего мы видим, что Иисус Христос обладает качествами, которые может иметь только Бог. Он вечен, вездесущ, всеведущ, всемогущ и неизменен, свят.
На Божественность Иисуса указывают и Его особые взаимоотношения с Богом-Отцом. Только Божий Сын мог с полным правом сказать: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30).
Иисусу поклонялись, как Богу. Например, после встречи с Иисусом на море, когда Он шел по воде, ученики подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Ветхий Завет запрещал поклонение кому-либо, кроме Бога. Ангелы Божьи не позволяли поклоняться им. Но Иисус принимает поклонение людей. И это указывает, что Он действительно является Богом.
Иисусу поклонялись не только люди. Демоны при встречах с Ним трепетали, падали перед Иисусом ниц и в страхе исповедовали Его Святым Божьим Сыном.
О Божественности Христа свидетельствуют и Его дела. Христос обладал необычайной, сверхъестественной силой. Все люди вынуждены подчиняться законам природы. Но Иисус имел власть над естественными законами; не Он им подчинялся, а они Ему. Его сила была больше, чем сила смерти. Священное Писание говорит об Иисусе, как Боге-Творце: «Все через Него начало быть, что начало быть».
Божественность Иисуса подтвердило Его воскресение из мертвых. Воскресение как бы положило Божью печать на все слова и дела Христа. После воскресения Иисус заявил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Такие слова мог сказать только Бог.
Эти и многие другие свидетельства утверждают непреложность истины, что Иисус Христос – вторая Личность Божественной Троицы, Божий Сын, наш Господь и Спаситель. Эта истина имеет для нас большое значение. Иисус Христос открыл нам Бога. Иисус сказал: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). Через Иисуса Христа нам стала доступной и понятной любовь Бога. Христос был Богом, и поэтому Его жертвы достаточно для искупления всех людей. Каждый человек имеет возможность спасения. Мы принадлежим, служим и поклоняемся Богу. Иисус достоин хвалы, поклонения и послушания.
Комментарии (0)
Ваш комментарий будет первым!